4 марта в украинском кинопрокате стартует режиссерский дебют одной из самых популярных артисток 21 века — певицы Sia (настоящее имя — Сиа Ферлер). Она выступила режиссером, соавтором сценария и автором 10 специальных саундтреков, положенных в основу фильма. «Мьюзик» также станет актерским дебютом для танцовщицы Мэдди Зиглер — звезды всех клипов Sia, в том числе Chandelier, набравшего более 2 миллиардов просмотров на YouTube.
Картина расскажет историю девушки Зу, которую сыграла Кейт Хадсон. Ей предстоит стать опекуном сводной сестры по имени Мьюзик и суметь найти подход к аутичному подростку, смотрящему на мир иначе. И хотя Зу совершенно не готова к подобной ответственности, им с Мьюзик необходимо наладить контакт.
По случаю выхода фильма на большие экраны певица Sia дала эксклюзивное интервью, ответив на вопросы об идее картины, съемках и выборе актеров.
Цель нашего фильма — разбить ваше сердце, снова собрать его и оставить чувство надежды.
— Сиа, как развивались ваши отношения с Мэдди?
Вы слышали, что говорят женщины после родов? Родив ребенка, они чувствуют любовь, которую никогда прежде не знали, любовь, которую они никогда не осознавали в себе. Вот что я почувствовала, когда встретила Мэдди. Я увидела в ней маленького невероятного человека. Это было похоже на встречу с гениальным ученым, хотя это была всего лишь 11-летняя девочка с добрым сердцем. Я довольно быстро поняла, что она станет знаменитой, независимо от того, приму я участие в ее судьбе или нет. И я подумала: «О нет, она будет заживо съедена этой нечеловеческой индустрией». Я мгновенно почувствовала глубокую внутреннюю связь с ней. У нас были похожие детские травмы, и я так захотела защитить ее. А еще я подумала, что хотела бы, чтобы рядом со мной, когда мне было 11, был кто-то похожий на меня. Я откровенно поговорила с ее мамой, призналась, что чувствую по отношению к Мэдди эти сумасшедшие материнские флюиды. Но у меня нет родных детей, я бесплодна.
Я была честной: в жизни мне очень грустно, и я полюбила эту девочку. Мама Мэдди, Мелисса, поняла меня и сделала меня «крестной» своей дочери. Когда я думаю об этом, мне хочется плакать, потому что Мелисса позволила мне быть мамой, в то время как я сама не могла иметь детей.
— Давайте начнем с того, что произошло, когда вышел трейлер фильма «Мьюзик». Вы столкнулись с критикой за то, что на роль особенной девочки пригласили актрису, не страдающую аутизмом. Как вы относитесь к понятию «эйблизм»?
Я была очень расстроена, потому что нападки посыпались и на Мэдди. На этот раз мне было трудно защищать ее. Мэдди и без того была напугана. Когда я предложила ей эту роль, она пришла на первую репетицию, заплакала и сказала: «Я не хочу, чтобы кто-то думал, что я над ним смеюсь». Она действительно испугалась, и это было понятно. И тогда я сказала ей, надеясь, что могу выполнить обещание, что не позволю этому случиться. Обещала показать ей финальный монтаж, и если она увидит там то, что заставит чувствовать себя неловко, я вырежу эти кадры.
После выхода тизера меня забросали упреками в Твиттере. Я торчала в интернете до глубокой ночи, читая комментарии. Я не должна была отвечать, а заткнуться и просто проигнорировать это все…
Я многому научилась за эти две недели: поняла, что не могу обещать Мэдди, что смогу защитить ее от онлайн-хулиганов или осуждения. Но в основном люди нападали на меня. А Мэдди очень умная, почти не общается в социальных сетях. У нее гораздо больше опыта, чем у меня. Она вела себя как старый профи, а я стала такой «Мисс чувствительность». Я испытала много смятения по этому поводу.
— Вы рассматривали возможность работы с нейротипичным актером?
Да, я сделала такую попытку. Несмотря на то, что я сразу представила Мэдди в роли Мьюзик, мне пришло много советов от разных людей, в том числе кинематографистов, которые говорили, что мы обязательно должны попробовать нейротипичного актера. Я провела пробы, но это было очень напряженно. Мать той девочки сказала, что не хочет, чтобы ее ребенок проходил подобный опыт. Поэтому я отказалась от этой идеи и вернулась к Мэдди, что меня нисколько не огорчило, потому что я люблю работать с ней. Мне нужна была актриса, которая могла бы танцевать на профессиональном уровне. А Мэдди очень талантлива.
— У вас невероятно успешная музыкальная карьера, ваши музыкальные клипы любит весь мир. Почему решили снять полнометражный фильм? Зачем вам это?
Честно говоря, я не знаю, почему я решила снять этот фильм, откуда взялись мысли и история — они просто свалились мне на голову. Я чувствовала себя обязанной снять это кино. Мне потребовалось целых 15 лет, чтобы набраться смелости и сделать это. Я знала, что, если бы не сделала этого, то умерла бы неудовлетворенной. Я не хочу быть кинорежиссером. У меня нет необходимости снимать фильмы и нет никаких планов в кино. Я хотела снять именно этот фильм.
Я хотела рассказать о людях, о которых неудобно говорить. Каждый съемочный день мы начинали с того, что говорили себе: «Помни, зачем мы это делаем». Наш фильм должен стать письмом любви к сообществу аутистов и их опекунам, к тем, кто болен и не может позволить себе медицинскую помощь.
— Как проходили съемки?
Феноменально! Это было лучшее время в моей жизни. Пока мы не дошли до монтажа, когда мне захотелось спрыгнуть со скалы. Вот когда мне помог Винсент Ландэй, невероятный продюсер, который продюсировал два моих любимых фильма – «Адаптация» и «Быть Джоном Малковичем». То, что он вообще работает с нами, с самого начала повышало мою самооценку. Я не раз задавалась вопросами: может быть, я не просто певица с хорошими идеями, может быть, я действительно настоящий режиссер? Оглядываясь назад, я понимаю, что никогда не была на площадке одна, рядом всегда был Винсент или актеры, которые поддерживали нас во всем.
Но я знала: лучше пусть я в чем-то ошибусь и сниму красивый фильм, чем, действуя по правилам, сделаю кусок дерьма.
— В чем вам помогали актеры? Как вы помогали им?
Например, мы вместе переписывали сцены. Если та или иная сцена не получалась, я приглашала актеров в комнату, и мы вместе искали решение. Все должны были чувствовать себя комфортно. Поэтому, если однажды кто-то из актеров делал предположение, что их ноги выглядят слишком короткими, я им говорила: «Мы в одной команде. Чтобы кино окупилось, мне нужно, чтобы вы выглядели сексуально. Примерьте эти туфли, поверьте, они делают ваши ноги самыми длинными». С неуверенностью в работе с артистами я справлялась через написание песен. У меня было преимущество быть начинающим режиссером.
— Почему так трудно давался монтаж?
Этот проект оказался сложным для монтажа, потому что половина фильма — фантазии и музыка, а повествовательную часть я сняла в догматическом стиле. Мы пытались работать с несколькими редакторами. Первый редактор обладал магией, у второго редактора была логика, а у последнего, Мэтта Чесса, была и магия, и логика — особый микс, чтобы действительно сделать фильм исключительным.
— Как вы работали над визуальным решением фильма?
Когда я писала сценарий, сначала с одна, а потом с Далласом Клейтоном, у меня в голове уже рождались визуальные образы и идеи, которые сейчас присутствуют в фильме. Когда в интернете я встречала картинку, похожую на мое видение фильма, я перетаскивала ее в папку. К началу работы над фильмом в этой папке было больше сотни картинок-референсов и к повествовательной, и к музыкальной части фильма. Я нарисовала все костюмы, за исключением серии «Горы», отправила их художнице Кристине Вада, которая усовершенствовала их и изготовила.
— Расскажите об актерском составе. Как вы остановились на Кейт Хадсон и Лесли Одоме?
Следующим актером, которого я утвердила после Мэдди, был Лесли Одом. Я написала ему в Твиттере: «Хочешь сыграть главную роль в моем фильме?» И он ответил: «Может быть, мы завтра пообедаем?» За обедом я рассказала ему о фильме, и он согласился.
Потом я услышала, как поет Кейт Хадсон. Случайно в Instagram наткнулась на видео, где она поет рождественскую песенку или что-то в этом роде. Это был момент истины! Я хотела, чтобы в фильме была линия с межрасовыми отношениями, и я уже утвердила Лесли, мне нужна была белая актриса, которая может петь. Я ненавижу пение Бродвея. Мне трудно было найти белую актрису, которая не звучала бы банально. Кейт была единственной. В ее пении была душа и какая-то твердость в голосе.
Я отправила Кейт сценарий, а затем мы встретились с ней за ланчем. Она сказала, что рождена для этой роли. Требовала дать ей эту роль. Я спросила: «Сможешь ли ты побрить голову для съемок?» Она ответила: «Конечно». Я знала, что Кейт умеет великолепно играть и танцевать, но мне казалось, что в кино часто эксплуатируют ее типажность.
Я была уверена, что роль сестры Мьюзик станет для Кейт Хадсон, как «Адаптация» для Николаса Кейджа — точкой взрыва амплуа, устоявшегося шаблона.
— Чем вы вдохновлялись, создавая фильм о смелости быть уязвимым и открывать другим людям свое подлинное «я»?
Наверное, я научилась этому в сообществе «12 шагов». До того, как я вошла в это сообщество, я не знала себя, никогда никому не открывалась целиком, со всеми недостатками. Я была одинока, не могла ни с кем сблизиться, никто никогда не видел, кто я на самом деле. Поэтому у меня никогда не было настоящей дружбы. Первые годы выздоровления стали периодом, когда я поняла, что такое настоящая дружба и что ее не бывает без открытости, а значит, уязвимости. «Лучше пускай тебя ненавидят за то, кто ты есть, чем любят за то, кем ты не являешься» — мне нравится эта цитата. Цель нашего фильма — разбить ваше сердце, снова собрать его и оставить чувство надежды.
Смотрите фильм «Мьюзик» в кинотеатрах с 4 марта.
Фото: Getty Images, пресс-служба Ukrainian Film Distribution